6 октября 2017 - 0 Comments - Практика -

ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ SNDO. Опыт погружения. #1

марина 1

марина 1

Российский хореограф Марина Орлова в этом году поступила на 4-летнюю программу обучения в одну из самых известных школ современного танца – голландскую SNDO. Каждую неделю специально для ROOM FOR Марина будет писать о своем новом опыте – учебе и жизни в Амстердаме. Поехали!

Introduction

Началось все с того, что утром 25 августа мы, семь человек из разных стран, успешно справившихся не только со вступительными испытаниями, но и с бюрократией и финансами (еще трое не смогли приехать учиться по разным причинам), встречаемся утром в фойе Академии театра и танца. Кто-то в Амстердаме уже пару недель, я прилетела накануне, но все одинаково плохо понимают, что происходит, мы впервые видим, с кем же нам предстоит в итоге учиться. А это: Неда, болгарка (17), Джессика, австралийка (20), Карина, бразильянка (23), Милена, немка (24), Мина, сербская шведка (26), Питер, датчанин (26) и я (29).

И вот нас, вместе с группой совсем юных ребят с балетного факультета везут на окраину, где находится медицинский университет. Там несколько часов каждого измеряют во всех возможных ракурсах: сила, гибкость, координация, баланс, осанка, растяжка, и т.п. Говорят, что вообще-то это исследование аспирантов-физиотерапевтов, но мы тоже получим фидбек через пару недель. После этого мы всемером вместе обедаем и худо-бедно знакомимся. Знакомиться, впрочем, нам предстоит еще очень долго, как говорят старшекурсники, целый год.

Следующая неделя оказывается вводной для всех первокурсников всех факультетов (а их 12 — все возможные сценические специальности) – нас перемешивают, делят на группы по 10 человек, и дают задание к пятнице сделать перформанс, вдохновленный книгой The Secret Garden (детская книга начала 20 века), которую нас просили прочитать за лето. Конечно же, 8 из 10 в моей группе голландцы, и им почти всем по 17. Они не в состоянии удерживать разговор на английском, они почти ничего не знают о театре, но пока еще убеждены, что если поставить в центр балетного танцовщика и сыграть романтическую музыку на фортепиано, будет красиво. Я робко пытаюсь пошатнуть их эстетические воззрения, но потом решаю, что я приехала учиться, а не учить, и прогуливаю большую часть этой недели. Однокурсники потом признаются, что они все мне завидовали, так как в их группах было то же самое. Учитывая, что нужно провернуть еще очень много дел, касающихся документов и обустройства, а функционирует здесь практически все примерно до 17, то неделя проходит незаметно.

Вторая неделя — это вводная часть уже для всех, мы ходим на два воркшопа со вторым и третьим курсами (у четвертого в этом семестре зарубежная стажировка, и им не до воркшопов). В первой половине дня занятия ведет недавний выпускник, Lester Arias (в прошлом графический дизайнер, затем модерн танцовщик, затем хореограф, а ныне дающий музыкальные концерты по всей Европе), и описать их будет вернее всего как медитативный voice and movement research. Это интересно и приятно, Lester крайне харизматичен и по вопросам старших товарищей мы можем пронаблюдать стиль дискурса, принятый в SNDO сейчас. В частности, разговор затрагивает понятие safe space, которое еще не раз будет всплывать, и подробнее о нем я напишу позже.

После обеда воркшоп Anarcho-choir Horkestar. Это милые ребята из Белграда, которые в качестве хобби занимаются хоровым активизмом (сочиняют и поют злободневные песни как на музыкальных, так и на политических мероприятиях). Их пригласила художественный руководитель SNDO, Bojana Mladenovic, как нетрудно догадаться, тоже сербка. К сожалению, они очень неопытны в роли ведущих, и совершенно не представляют, с кем имеют дело, поэтому воркшоп оказывается довольно скучным и все доживают до конца недели больше из вежливости. Зато это неплохой способ неформально познакомиться со вторым и третьим курсом.

 

марина 2

Regular Schedule

Конец фрустрации первокурсников, которым если не с апреля, то с августа точно не терпелось начать учебу. Плюс 4 новых студента в нашей группе: студентка по обмену на один семестр, Астрид, из Бельгии (21), и трое из листа ожидания, спешно бросивших все свои дела и переехавших в Амстердам. Ну, то есть, Йелле, голландец (22) и уже давно живет в Амстере, Юлия, венгерка (21), будет ездить раз в несколько месяцев танцевать спектакль со своей компанией в Будапеште, а Ванес, бельгиец (28), успел подписать контракт с какой-то известной хореографкой и время от времени уезжает на пару недель на гастроли. Но это исключительные случаи, так как школа пригласила их буквально за неделю до начала занятий.

Учебный год делится на два семестра, а помимо этого каждые два месяца составляют один блок, между блоками недельные каникулы. В каждом блоке есть постоянные утренние классы, а есть воркшопы, которые длятся 2-3 недели. Сейчас по утрам у нас либо west african dance technique (через 15 минут с меня течет три ручья пота, к концу 1,5 часов я всерьез задумываюсь о преимуществах офисной работы, а потом оказывается, что это мы всего-то привыкаем к ритму, техникой мы еще даже не занимались), либо 2 часа movement research (который больше похож на корейский modern technique и никого особо не вставляет, но коллективно мы решили, что преподавательница новая, нужно понять, чего она хочет добиться, прежде, чем ныть).  Затем история танца, либо анатомия, либо фитнес (лучше назвать это health/ performance, то есть, навыки здоровых тренировок). Затем часовой перерыв на обед, после которого трехчасовой воркшоп. Первые две недели – basic composition, который вела Ria Higler, она же наш ментор, вторые две – concept development, под руководством драматурга из Гиссена (Felix Ritter).

По пятницам расписание другое – после утреннего класса мы отправляемся на mentor hour – разговор о насущном с ментором своего курса. Это такой спейс, где можно обсуждать все, что хочется обсуждать со всей группой и ментором, будь то организационные вопросы, эстетические, личные, политические – что угодно. Сразу после этого, схватив обед, все курсы SNDO собираются в одной студии и начинается Friday Afternoon. По идее, или по традиции, это тоже особый спейс, где любой студент может показать или поделиться всем, чем считает нужным, и получить фидбек. В стародавние времена (SNDO было создано примерно 40 лет назад) это было обязательным заданием для всех, сейчас это абсолютно добровольно, что, говорят, приводит к обратному эффекту – в прошлом году ничего не показал практически никто. Это было очень дико услышать, так как, по-моему, в этом и есть главная ценность художественного образования – раз в 1-2 недели тебе приходится производить и показывать что-то. Пусть это черновик, или только материал, и ты вообще не знаешь, что с ним делать дальше, но во-первых, заставить себя его создать, а, во-вторых, сделать усилие и показать его другим, начать его обсуждать с другими – в этом и есть суть обучения творчеству, как мне кажется.

 

марина 3

Продолжение следует…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика