25 октября 2017 - 1 Comments - Тексты -

ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ SNDO. Опыт погружения. #3

22831144_10156856219834768_1945467443_o

22831144_10156856219834768_1945467443_o

Третья заметка Марины Орловой об учебе в голландской SNDO.

ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ SNDO. Опыт погружения. #1

ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ SNDO. Опыт погружения. #2

Concept development

Concept development — это воркшоп Феликса Риттера. Феликс Риттер (Felix Ritter) – драматург, учился в Гиссене у Геббельса, раньше входил в состав Core Team (основные и постоянные преподаватели, исполняющие обязанности менторов, отбирающие студентов и в целом формирующие учебный процесс вместе с artistic director).

Начал он с разговора (мы вообще очень много разговаривали на протяжении этого воркшопа), и рассказал нам про феномен черного дрозда (blackbird) – это птицы, которые особенно много поют, и язык которых особенно тщательно был изучен учеными. Так вот, выяснилось, что помимо стандартных функциональных трелей, связанных с базовыми потребностями, у них есть особый вид песен – не имеющих никакой функциональной или коммуникативной цели. Это пение, которое исключительно постулирует что-то вроде «I am here» не будучи при этом обращенным ни к кому. По сути, пение ради пения. Ради красоты. Считайте – искусство. Затем мы пробовали импровизировать в ситуации, когда несколько человек были «деревьями» (зрителями), а несколько – «птицами» – перформерами, задачей которых было произносить «I am here» и делать все что угодно, что может помочь этому ощущению/состоянию/утверждению. С первой попытки ничего не получилось, было как-то странно и бессмысленно, но после небольшого обсуждения и при большем времени на импровизацию стало понятно, что одной этой практикой можно пару недель тренировать как минимум присутствие. Однако, мы быстро перешли к следующей практике. Вообще, практик было предложено много, разнообразных и неочевидных – по видимому, Феликс стремился высыпать на нас как можно больше триггеров и примеров того, как можно работать, и где черпать идеи и вдохновение.

22812616_10156856219724768_1841439808_o

Привожу некоторые упражнения из тех, которые мы делали на этом воркшопе.

1. Работа с органами чувств (зрение, слух, обоняние, прикосновение). Нам нужно было за 10 минут в маленькой группе написать 50 возможных способов задействования выбранного чувства у зрителей, а потом выбрать один или несколько и еще за 10 минут создать групповой перформанс или практику.

Хорошо работает скоростной брейншторм в группе, особенно когда нужно набросать заведомо слишком большое количество вариантов – не успеваешь критиковать и отбрасывать идеи, а просто записываешь все, что приходит в голову. Случается, что самокритика не пропускает неочевидные (или слишком очевидные) идеи, которые можно развить во что-то интересное.

Важно различать, что чувствую я, как исполнитель или автор сценического действия, а что чувствует и считывает зритель – очень часто это совсем не одно и то же.

2. Выбрать одну самую яркую/волнующую/важную/интересную деталь собственной национальной идентичности и создать из этого материала короткий перформанс или опыт (ака иммерсивный перформанс).

Многие мои одноклассники выбрали пойти по иммерсивному пути, и, не поймите меня неправильно, это выглядело как чересчур легкий способ развлечь зрителей, это было немного обидно. Например, Дания – все должны были танцевать под звук датского языка. Австралия – снять штаны и босиком выйти на крышу (террасу школы), где было очень ветрено. Но лично для меня перформанс подразумевает чуть больше работы, например, Бельгия – тщательно выставленные в линию бельгийские шоколадные конфеты, после чего бессердечно раздавленные ботинком (это как минимум требовало усилие по покупке конфет и уборке после). Я пыталась создать иллюзию разобщенных частей тела, выглядывающих из под белоснежного одеяла, но у меня не очень вышло без репетиции в студии (но я принесла одеяло!).

3. Выбрать одного прохожего на улице, который тебя удивил, и следить за ним (натурально, преследовать) не меньше  20-30 минут. Затем составить его портрет, в студии отвечать на вопросы одноклассников от его лица. После этого  написать идею перформанса или спектакля, созданного для того, чтобы впечатлить, повлиять на получившегося персонажа. 10 минут, никаких ограничений с точки зрения бюджета или морали

Сама по себе слежка меня не очень впечатлила, но, может быть, я выбрала скучный объект. Единственное, это очень интересное качество присутствия – ты держишься неподалеку, но стараешься как бы отсутствовать, чтобы тебя не заметили.

Очень провоцирует воображение ситуация отсутствия ограничений, в обычной практике я имею тенденцию с самого начала запариваться о реалистичности, и это заметно меня блокирует. При этом то, что с первого взгляда кажется нереалистичным или слишком затратным, вполне вероятно, можно воплотить как-то иначе.

Интересный прием – думать о конкретном зрителе, и придумывать работу такой, которую было бы интересно посмотреть не самому, а кому-то очень конкретному другому. Появляется дистанция и всплывают идеи, которые по каким-то причинам в обычной работе отбрасываются. А так как это все равно так или иначе проекция собственного сознания, то почему бы не использовать их.

4. В один из дней Феликс предложил нам выбрать тему, большинство проголосовало за транс (среди невыбранных остались философия Кьеркегора и что-то о красоте и уродстве). Мы посмотрели документальную запись годов 70х из Африки, где несколько человек были в состоянии транса, а затем научились основам суфийского танца – технологии того, как начинать и как заканчивать вращение вокруг своей оси таким образом, чтобы не закружилась голова. Минут сорок мы кружились, конечно, этого недостаточно, чтобы действительно войти в транс, но некоторые ощущения можно было пережить. Во-первых, конечно, зрительная иллюзия (это зависит от скорости), во-вторых, в некоторые моменты мне казалось, что я – центр вселенной. Насколько я поняла, примерно в этом и есть цель суфийских монахов, которые кружатся часами – почувствовать, что не существует мира кроме меня самого.

22813038_10156856219964768_1444181063_o

И, наконец, самая важная для меня часть этого воркшопа – Феликс дал нам задание сформулировать свой самый сильный интерес одним словом. Я переспросила, какой – ведь творческий и жизненный интерес может не совпадать. Он ответил, что если так, то тогда это вранье, самый сильный интерес всегда один, и работать имеет смысл именно с ним. Он привел в пример то, что по его наблюдениям, в последние несколько лет многие хореографы в Амстердаме при каждой встрече жалуются на чудовищную ситуацию с жильем (оно стало невероятно дорогим и его очень сложно найти, с каждым годом все только хуже), и это, очевидно, их главная головная боль. А потом делают работы о gender fluidity, потому что им кажется, что сейчас это самая актуальная тема в искусстве.

В качестве упражнения мы сделали групповой брейншторм в очень плодотворном формате – кто-то называет свое слово (интерес), а остальные накидывают все свои ассоциации и референсы до тех пор, пока последние не будут исчерпаны. Затем обладатель обрисовывает контекст интереса (грубо говоря, объясняет, почему это ему интересно), и происходит второй круг. Полученные несколько страниц ассоциаций, ссылок и комментариев на твою тему – довольно ценный для работы документ.

Про интерес Феликс выдал нам вот такую табличку, и она мне очень нравится:

таблица марина

* – Буфет существует по принципу «шведского стола», где гость может сам собрать свое блюдо – соединить элементы перформанса и выбрать его интерпретацию. Званый ужин – заранее продуманные блюда в строгой последовательности, которые создают определенное впечатление. И то и другое может быть формой работы, но хорошо бы, чтобы и автор и зритель понимали, куда они попали, и как организована логика восприятия в этот вечер.

В целом, в этом и заключается разработка идеи – постоянное осознавание того, что происходит в рабочем процессе, и как устроена работа. Это не значит, что нужно строго придерживаться жестко простроенного в самом начале плана, вовсе нет. Скорее всего все элементы, включая и интерес, и идею, и структуру работы, будут видоизменяться, это нормальное дело. Но хорошо бы понимать, что происходит, и именно для этого и нужен драматург в современном танце – чтобы отдавать отчет, чтобы не смешивать десерт с супом, а если и смешивать, то чтобы зрители понимали, что так и должно быть.

Домашним заданием напоследок было – ответить на несколько вопросов:

1) Самый сильный интерес одним словом?

2) Почему это актуально для тебя? Какое отношение это имеет к твоей жизни и художественной практике?

3) Сформулируй исследовательский вопрос исходя из этого интереса. Такой, чтобы резонировал и с сознанием, и с телом.

4) Опиши первое задание для перформативной практики, исходя из этого вопроса.

По-моему, это гениально. Раньше я ужасно боялась начинать работу, боялась пустой студии так же, как чистого листа. С этой табличкой и списком вопросов мне почти совсем не страшно.

 

22790544_10156856220779768_1659118368_o

Продолжение следует…
 

Раз уж вы здесь…

… у меня есть небольшая просьба. ROOM FOR существует уже пятый год и во многом только потому что я (Катя Ганюшина) просто делаю то, во что верю. Но иногда очень хочется знать, что это важно еще кому-то. Чтобы выразить эту важность, не всегда есть время и нужные слова, поэтому просто поддержите ROOM FOR. Даже 100 рублей, переведенные в поддержку проекта, будут для меня сигналом, что есть еще кто-то, для кого существует ROOM FOR. Спасибо!

One Response to ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ SNDO. Опыт погружения. #3

  1. facebook.com Asya Ashman

    Спасибо что пишешь, Марина!

    28 окт 2017 - Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика