Мы продолжаем публиковать рецензии проекта ROOM FOR Фестиваль ЦЕХ’14. Из трех российских спектаклей, показанных в рамках фестиваля, междисциплинарный спектакль «Моменты» последний по дате создания. О его истоках, возможностях и потенциале в рецензии Полины Ромашкиной.
Миссия невыполнима
Спектакль «Моменты», представленный на фестивале «ЦЕХ», создан в рамках лаборатории Blackbox, в которой творческие команды работают с пространством и зрительским восприятием.
Эта лаборатория – проект Центра Мейерхольда, который позиционирует себя как тренировочная площадка для молодых режиссеров, для которых это отличная возможность получить опыт и заявить о себе. С другой стороны, здесь, как и повсюду, мы видим тенденцию поддерживать только кратковременные проекты. Посеянное не успевает прорасти, и, именно, экспериментальные работы страдают от этого больше всего, не помещаясь в рамки задачи «больше товаров хороших и разных»…
Команда проекта «Моменты» — хореограф Ольга Цветкова, композитор Владимир Горлинский, драматург Михаил Дурненков — говорит, что в спектакле нет хореографии, музыки и драматургии в привычном понимании зрителя. Перед началом Дурненков, в фойе произносит небольшую вступительную речь, которая звучит неформально и позитивно. Мы узнаем, что прямо здесь и прямо сейчас сможем наблюдать, как четыре перформера воплощают в движении то, что они видят, слышат и чувствуют прямо здесь и прямо сейчас. Зрители рассаживаются по периметру игровой площадки с ощущением ответственности, ведь то, как они будут смотреть и о чем думать, будет непосредственно влиять на движения артистов.
Перформеры появляются на площадке по очереди. Я вижу, что их тела осторожны, настроены определенным образом. И есть в них еще какая-то обреченность… Два мужчины и две женщины, можно познакомиться с каждым – они двигаются каждый по-своему, непредсказуемо, в разных ритмах. Общая композиция и ритм складываются случайно и интересно, и это сильно притягивает внимание зрителей со всех четырех сторон. Я вижу, как постепенно это внимание начинает давить на тела исполнителей, ограничивать их проявления… Они, как будто бы, не справляются с количеством информации, которую пытаются обработать, накапливают напряжение, начинают повторять собственные реакции, движения, жесты и становятся для меня похожими на персонажей мультфильма… — плоскими, забавными и узнаваемыми. Хореограф Ольга Цветкова очень талантливо проявляет себя в искусстве фотографии, и она говорит, что состояние, в котором должны действовать участники, похоже на состояние фотографа – особая чувствительность к окружающему пространству. Но если каждый сам и фотограф, и фотокамера и снимок одновременно, есть ли у него шанс успеть за настоящим моментом, утекающим стремительно как вода сквозь пальцы? Тело инертно даже если отстроено как хороший инструмент. Попытка прекрасна, но миссия невыполнима. Разве что, тело-камера суперчувствительна, а у тела-фотографа — суперреакция, отработанная со временем, и большой опыт, благодаря которому он может оставаться спокойным, не стараясь ухватить все сразу… Артисты стараются. Стараются оставаться открытыми, но напряжение уже не отпускает их, и я замечаю, что мой интерес уходит – отклоняюсь на спинку кресла и жду, когда очередной раз выключат свет для обновления моего восприятия. В какой-то момент очень хочется помочь перформерам выбраться из оцепенения, думаю: «может бутылку с водой уронить?». Уронить не успела, в музыке прозвучал громкий неожиданный сигнал, который, как потом выяснилось, должен был что-то поменять в ходе событий… Во время спектакля, Ольга сидела на границе игрового пространства и несколько раз звонила в колокольчик. Эти сигналы, как и тот сигнал фонограммы, переключали артистов из состояния, в котором они должны были выполнять поставленную задачу, в состояние относительной свободы проявлений. Об этом мы узнали на обсуждении. Ольга говорила, что для нее спектакль получился о несвободе, и эти сигналы транслируют некий внешний источник управления. Для меня же в том спектакле, который получился 11 декабря, ясно и наглядно звучала мысль о несвободе от индивидуального прошлого, о том, как беспомощно мы барахтаемся в сетях собственных привычек, накопленных от напряжения и страха перед жизнью. Перед спектаклем Дурненков говорил, что каждый может увидеть что-то свое, и подчеркивал важность принципа неопределенности. Для меня ценность этой работы не в той степени свободы, которая дается зрителю для интерпретаций, а в ее конкретном направлении, в смелости прыжка в неизвестное, в попытке коснуться горизонта, и если бы команде хватило времени пройти больше шагов, то даже у тех, для кого формат непривычен, был бы шанс присоединиться.
Если нет беспроигрышного концепта, или режиссерского отработанного приема, или проверенной временем команды, а ставка делается на поиск и коллективную практику, два месяца репетиций – бесконечно маленький срок. Перформанс для меня мог бы прозвучать, скорее, как презентация проекта, который будет реализован в будущем. При этом, все что касается оформления – решение пространства, свет, костюмы, музыка и звук — продумано с большим вкусом и хорошей мерой, мягко поддерживает содержание. Музыку я ощутила частью оформления, потому что, несмотря на то, что звуковой ландшафт, созданный Горлинским, впитывает реальные сиюминутные звуки, он создает константную среду. Если бы музыка претендовала быть участником, то в ней могли бы быть заложены элементы случайности в соответствии с действием, которое сильно меняется от случая к случаю…
Еще одно важное достоинство «Моментов» я вижу в выбранном методе, который силен не новаторством, а, напротив, продолжением традиции. Начиная с 60-ых прошлого века многие практики и философы современного танца Америки, Европы, да и России (начиная с 90-ых), задавались вопросами, связанными с хореографией момента, и искусство импровизации развивалось как самостоятельная ветвь. В этом контексте такой проект мог бы быть представлен как обучающий. Тогда, может быть, стоило больше информации предложить зрителю — рассказать, почему была интересна именно такая работа, с какими художниками в диалоге находится команда, что уже делалось в этом направлении, и что является новым в этом конкретном исследовании… На обсуждении модератор просила зрителей рассказать о своих ощущениях, но вопросам не было конца, и у меня было ощущение, что из-за недостатка общих опорных точек и исполнители, и зрители чувствуют себя немного потерянно, как подопытные зверьки, и немного гордо, как бойцы, брошенные на амбразуру современного искусства.
Я думаю, что важно поддерживать и показывать такие работы, и я надеюсь, что у «Моментов» будет возможность развиваться дальше, но, если на данном этапе посмотреть на идею и ее реализацию, не понижая планку, то времени выдержки не хватило и снимок получился смазанный. Можно, конечно, всегда сказать: «Ммм… , а так даже лучше!»
Раз уж вы здесь…
… у меня есть небольшая просьба. ROOM FOR существует уже пятый год и во многом только потому что я (Катя Ганюшина) просто делаю то, во что верю. Но иногда очень хочется знать, что это важно еще кому-то. Чтобы выразить эту важность, не всегда есть время и нужные слова, поэтому просто поддержите ROOM FOR. Даже 100 рублей, переведенные в поддержку проекта, будут для меня сигналом, что есть еще кто-то, для кого существует ROOM FOR. Спасибо!