Завтра, 21 июня 2014, на Венецианском биеннале американскому хореографу и танцору Стиву Пакстону будет вручена награда Золотой Лев «за жизненные достижения».
Стив Пакстон сыграл поистине историческую роль в развитии современного танца. Молодой танцор, приехавший в Нью-Йорк в конце 1950-х, он быстро стал ключевой фигурой нью-йоркской сцены. Пакстон танцевал в компании Мерса Каннингема и посещал легендарные классы Роберта Данна. Вместе с Ивонн Райнер и Тришей Браун он стал неотъемлемой частью Judson Dance Theater и напрямую влиял на формирование его эстетики. В компании тех же танцоров в 1970-1976 он участвовал в группе The Grand Union, работы которой представляли исключительно импровизацию. Как и его коллеги по Judson Dance Theater, Пакстон исследовал базовые принципы движения, используя в своих работах фиксированную динамику, повторение и обыденное движение. В особенности, его интересовала ходьба.
В конце 1960-х Стив Пакстон создал несколько работ для большой группы людей, использовав ходьбу как основное движение. Критик Джилл Джонстон (Jill Johnston) так описала работу Satisfying Lover (1967) в своей заметке, опубликованной 14 апреля 1968 в нью-йоркской Village Voice:
«Толстый, худой, средний, сутулый и сгорбившийся, прямой и высокий, кривоногий и прихрамывающий, неуклюжий, элегантный, грубоватый, деликатный, беременный, непорочный, какой-угодно-еще, любой вариант положения тела из полного спектра возможного, это вы и я в полном нашем обыденном, ежедневном «кому какое дело» великолепии».
Как утверждает Салли Бэинс (Sally Banes) в своем обширном исследовании деятельности Judson Dance Church, увлеченность Пакстона ходьбой была важнейшей этапом ухода от модернистской эстетики. Ходьба снимала завесу элитарности с танца, связанную с необходимостью специальных тренировок. Теперь танцором мог быть любой человек. Стива Пакстона привлекала эта открытость в отношении того, что есть танцевальное движение, и кто может называться танцором.
На почве этой увлеченности вместе с растущим интересом в отношении физических возможностей тела Стив Пакстон пришел к форме парного взаимодействия, получившей название «контактная импровизация». Родившись в 1972 году, эта форма, основанная на передаче веса, энергии, импульса, воплотила тогда в себе все ведущие культурные ценности 1970-х.
Несмотря на то, что Стив Пакстон является основоположником контактной импровизации и до сих пор преподает ее, эта форма давно переросла границы его влияния и стала обособленным многомерным танцевальным жанром. Одним из важных последних направлений ее развития стало включение в ее практику танцоров с различными физическими возможностями. Это в полной мере соответствует вере Стива Пакстона, в то, что танец — это опыт, который должен быть доступен каждому. Но, что, возможно, еще более значимо, опыт взаимодействия в танце со слабовидящим танцором или танцором с церебральным параличом дает самому Пакстону неисчислимое количество информации для исследования и понимания своего собственного тела.
А тело и телесное, по его словам, это «сложное сплетение социальной, биологической, геометрической, эндокринной, политической, интимной и личной информации, которую не так то легко осознать». По мнению профессора танца Анн Купер Олбрайт (Ann Cooper Albright) из Колледжа Оберлин (Oberlin College), именно этому осознанию посвятил свою жизнь Стив Пакстон.
Раз уж вы здесь…
… у меня есть небольшая просьба. ROOM FOR существует уже пятый год и во многом только потому что я (Катя Ганюшина) просто делаю то, во что верю. Но иногда очень хочется знать, что это важно еще кому-то. Чтобы выразить эту важность, не всегда есть время и нужные слова, поэтому просто поддержите ROOM FOR. Даже 100 рублей, переведенные в поддержку проекта, будут для меня сигналом, что есть еще кто-то, для кого существует ROOM FOR. Спасибо!