22 декабря 2014 - 0 Comments - Интервью -

ROOM FOR ФЕСТИВАЛЬ ЦЕХ’14. Девять фраз и один шаг.

Vera

photo by nicole seiler

ROOM FOR Фестиваль ЦЕХ’14 завершился, и мы готовы опубликовать самые интересные, на наш взгляд, рецензии обозревателей проекта .

В первой публикации рецензия Веры Щелкиной на спектакль «Серьезный шаг» Компании Николь Сейлер (Швейцария).

Девять фраз и один шаг

«Серьезный шаг» хореографа Николь Сейлер был заявлен как спектакль-исследование, где танцовщики пытаются «постичь природу танцевальных движений, опираясь исключительно на словесные описания, сделанные зрителями в зале» (текст цитируется по описанию перформанса).

Для этого исследования были созданы все условия.

Во-первых, исполнительские: замечательные и известные петербургские танцовщицы Татьяна Тарабанова и Татьяна Щербань прошли специальный кастинг, где их проверяли не только на предмет танцевальных навыков, но и на их способность быстро реагировать на меняющиеся условия и импровизировать как телесно, так и словесно.

Во-вторых, технические: техник спектакля Винсент Деблю поработал на славу. Одна из танцовщиц находилась на сцене, другая транслировалась из танцевального зала «где-то не здесь» по скайпу и выводилась проекцией на задник сцены.

В-третьих, маркетинговые: интерактив в спектакле, тем более с использованием мультимедийных инструментов, – это уже заявка на продажу большого числа билетов.

Но есть еще один очень важный фактор, существующий в любой сценической работе. Не учитывая его, рискуешь всем. Своей постановкой, идеей, делом. Да и учитывая, тоже рискуешь. Это вообще очень рисковый фактор – зритель.

Впуская в пространство своего спектакля зрителя, тем более, делая его центральным фактором своей работы, постановщик расписывается в своей готовности к чему угодно. В том числе и к тому, что зритель поведет себя неожиданным образом.

Четыре подряд зрителя действовали по правилам, прямо заданным со сцены («Описывайте мою позу, вторая танцовщица будет ее принимать»). Интерактив работал, перепутанные правая и левая нога вызывали море восторга, зрители подыгрывали веселой игре.

С пятого зрителя что-то пошло не так.

— А будет еще что-то?

— В каком смысле?

— Ну, это все, что сегодня планировалось?

— Нет, это не все, что мы планировали.

— А кто-то еще будет?

— Нет, только мы.

— Спасибо за ответ.

— Спасибо за ваше время.

— Пусть девочка идет, — это уже один из зрителей.

Трое человек встают с мест и уходят из зала.

В этом маленьком диалоге такое сильное напряжение, что в него помещается целая отдельная постановка. В девяти фразах – хроника из черного ящика разбившегося Боинга.

Импровизаторы знают, что неожиданный внешний импульс для импровизации — момент силы. Первая спонтанная реакция на импульс дает необходимую энергию для освобождения от привычных паттернов поведения, для поиска чего-то нового и незнакомого. В этом смысле диалог был для меня таким импульсом, а реакция исполнителей — упущенной возможностью исследователя.

Упущенной, возможно, потому, что зритель совершил неконвенциональный шаг: не захотел играть в веселую игру, перестал оказывать работе свою зрительскую поддержку. И как только он вышел за пределы своей зрительской роли (предписанной ему хореографом), он перестал вписываться в пространство работы.

У пространства этой работы были довольно жесткие рамки. «Словесные описания, сделанные зрителями в зале», регламентировались либо описанием поз, либо метафорическими образами. Попытки других зрителей разнообразить эту структуру («Можно что-то подинамичнее», «Вы можете просто побегать по кругу») мягко, но четко пресекались. Танцовщицы набрали несколько поз, несколько образов, – и начали сворачивать происходящее. Включившаяся музыка явно намекала на близящийся финал.

Завершая структуру работы, танцовщицы собрали моменты своей импровизации в танец. Надо отдать должное их исполнительскому таланту, запомнить собственную импровизацию и быть в состоянии воспроизвести ее еще раз – задача не из легких. Они справились с этой задачей легко, ярко и зрелищно.

Но на этом вечер веселой импровизации закончился, а никакого намека на «серьезный шаг к пониманию природы танца» для меня как для зрителя так и не случилось.
 

Раз уж вы здесь…

… у меня есть небольшая просьба. ROOM FOR существует уже пятый год и во многом только потому что я (Катя Ганюшина) просто делаю то, во что верю. Но иногда очень хочется знать, что это важно еще кому-то. Чтобы выразить эту важность, не всегда есть время и нужные слова, поэтому просто поддержите ROOM FOR. Даже 100 рублей, переведенные в поддержку проекта, будут для меня сигналом, что есть еще кто-то, для кого существует ROOM FOR. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика