ROOM FOR Фестиваль ЦЕХ’14 завершился, и мы готовы опубликовать самые интересные, на наш взгляд, рецензии обозревателей проекта .
В первой публикации рецензия Веры Щелкиной на спектакль «Серьезный шаг» Компании Николь Сейлер (Швейцария).
Девять фраз и один шаг
«Серьезный шаг» хореографа Николь Сейлер был заявлен как спектакль-исследование, где танцовщики пытаются «постичь природу танцевальных движений, опираясь исключительно на словесные описания, сделанные зрителями в зале» (текст цитируется по описанию перформанса).
Для этого исследования были созданы все условия.
Во-первых, исполнительские: замечательные и известные петербургские танцовщицы Татьяна Тарабанова и Татьяна Щербань прошли специальный кастинг, где их проверяли не только на предмет танцевальных навыков, но и на их способность быстро реагировать на меняющиеся условия и импровизировать как телесно, так и словесно.
Во-вторых, технические: техник спектакля Винсент Деблю поработал на славу. Одна из танцовщиц находилась на сцене, другая транслировалась из танцевального зала «где-то не здесь» по скайпу и выводилась проекцией на задник сцены.
В-третьих, маркетинговые: интерактив в спектакле, тем более с использованием мультимедийных инструментов, – это уже заявка на продажу большого числа билетов.
Но есть еще один очень важный фактор, существующий в любой сценической работе. Не учитывая его, рискуешь всем. Своей постановкой, идеей, делом. Да и учитывая, тоже рискуешь. Это вообще очень рисковый фактор – зритель.
Впуская в пространство своего спектакля зрителя, тем более, делая его центральным фактором своей работы, постановщик расписывается в своей готовности к чему угодно. В том числе и к тому, что зритель поведет себя неожиданным образом.
Четыре подряд зрителя действовали по правилам, прямо заданным со сцены («Описывайте мою позу, вторая танцовщица будет ее принимать»). Интерактив работал, перепутанные правая и левая нога вызывали море восторга, зрители подыгрывали веселой игре.
С пятого зрителя что-то пошло не так.
— А будет еще что-то?
— В каком смысле?
— Ну, это все, что сегодня планировалось?
— Нет, это не все, что мы планировали.
— А кто-то еще будет?
— Нет, только мы.
— Спасибо за ответ.
— Спасибо за ваше время.
— Пусть девочка идет, — это уже один из зрителей.
Трое человек встают с мест и уходят из зала.
В этом маленьком диалоге такое сильное напряжение, что в него помещается целая отдельная постановка. В девяти фразах – хроника из черного ящика разбившегося Боинга.
Импровизаторы знают, что неожиданный внешний импульс для импровизации — момент силы. Первая спонтанная реакция на импульс дает необходимую энергию для освобождения от привычных паттернов поведения, для поиска чего-то нового и незнакомого. В этом смысле диалог был для меня таким импульсом, а реакция исполнителей — упущенной возможностью исследователя.
Упущенной, возможно, потому, что зритель совершил неконвенциональный шаг: не захотел играть в веселую игру, перестал оказывать работе свою зрительскую поддержку. И как только он вышел за пределы своей зрительской роли (предписанной ему хореографом), он перестал вписываться в пространство работы.
У пространства этой работы были довольно жесткие рамки. «Словесные описания, сделанные зрителями в зале», регламентировались либо описанием поз, либо метафорическими образами. Попытки других зрителей разнообразить эту структуру («Можно что-то подинамичнее», «Вы можете просто побегать по кругу») мягко, но четко пресекались. Танцовщицы набрали несколько поз, несколько образов, – и начали сворачивать происходящее. Включившаяся музыка явно намекала на близящийся финал.
Завершая структуру работы, танцовщицы собрали моменты своей импровизации в танец. Надо отдать должное их исполнительскому таланту, запомнить собственную импровизацию и быть в состоянии воспроизвести ее еще раз – задача не из легких. Они справились с этой задачей легко, ярко и зрелищно.
Но на этом вечер веселой импровизации закончился, а никакого намека на «серьезный шаг к пониманию природы танца» для меня как для зрителя так и не случилось.
Раз уж вы здесь…
… у меня есть небольшая просьба. ROOM FOR существует уже пятый год и во многом только потому что я (Катя Ганюшина) просто делаю то, во что верю. Но иногда очень хочется знать, что это важно еще кому-то. Чтобы выразить эту важность, не всегда есть время и нужные слова, поэтому просто поддержите ROOM FOR. Даже 100 рублей, переведенные в поддержку проекта, будут для меня сигналом, что есть еще кто-то, для кого существует ROOM FOR. Спасибо!