30 декабря 2017 - 0 Comments - Практика, События, Теория -

ВРЕМЯ ЧИТАТЬ И ВРЕМЯ ТАНЦЕВАТЬ. Резиденция Руза 2017.

яна

яна

Резиденция СТД РФ для художников современного танца проходила с 23 октября по 6 ноября 2017 года в поселке Старая Руза Московской области. Резиденция была организована Start Up Молодежные проекты СТД РФ и проходила под кураторством Кати Ганюшиной.

«На мой взгляд, искусство сегодня – это пространство для поиска и эксперимента. Это пространство ненормализованного исследования. Именно поэтому человеку, чья жизнь больше вписана в регламентированные упорядоченные процессы, деятельность художника может зачастую казаться «ребяческой», «бессмысленной». Однако в этом «дуракавалянии», происходит очень важный процесс пробования, перебирания вариантов, составление немыслимых комбинаций, рожденных скорее интуитивно, вопреки логике, вне созвучия с привычным и вне оппонирования ему. Кто-то может заметить, что для такой истории уже написано и может быть написано уйма программ. Это так. Такие программы есть, и задача перебирания вариантов проста. Вопрос лишь в том, как и кем описывается множество перебираемых вариантов. И именно в пространстве этого вопроса мы нуждаемся в искусстве.

Попадая в ненормализованное (не базирующееся на унифицированном понятии нормы) пространство искусства, человек получает возможность встретиться с той частью себя, которая репрессируется, отрицается из-за несоответствия общепризнанной норме или представлению о ней. Все запреты, которые мы накладываем на себя, ввиду того, что, как минимум, хотим жить в обществе и не хотим стать от него изолированным, а, как максимум, хотим быть этим обществом принятыми и признанными, могут быть пережиты, прочувствованы, осознаны, осмыслены и оставлены в безопасном режиме в пространстве искусства. И участниками этого процесса становятся как художник, так и тот, с кем в коммуникацию вступает его искусство. Этот процесс в цивилизованной среде позволяет снимать социальное напряжение, оставаться человеку собой, признавать самость и особенности другого, а значит, продолжать постоянное сосуществование.

Второй процесс, скорее, находится в поле стратегическом нежели повседневном. Искусство во всей своей интуитивности, нелогичности, бессмысленности рождает такие миры, которые могут стать вдохновением для ученого, энтерпренера, инноватора, как раз потому, что это поле деятельности также связано с выходом за пределы нормы, с той лишь разницей, что мотивация их попыток и проб – это обычно конкретный функциональный запрос.

В этом смысле можно сказать, что искусство имеет дело с перенаправлением внимания. И без задачи что-либо сообщить («что хотел сказать автор?») результат такого перенаправления для каждого обретает индивидуальную форму, обрастает «своими» нюансами, что самого по себе уже защищает его от некоторой гегемонии.

Современный «пострациональный» мир так сильно тяготеет к интуитивному, что казалось бы места рациональному не остается, однако важно понимать, что, исчерпав ресурс своего развития, рациональный мир и знание, благодаря которому этот мир был построен, не перестали существовать. Именно поэтому важно не отрицать существующие системы знаний, отрицая рациональное как таковое, а позволять ему существовать совместно с интуитивным, иррациональным. Более – того непосредственно соприкасать эти пространства.

Коротко, и сделав отсылку к известному труду Туано Арбо «Orchesographie», можно сказать так: «Время читать и время танцевать».

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что создание искусства не может являться производством, так как это встраивает его в нормативную систему отношений, но может быть действием по исследованию, экспериментом, пробой.

Для того чтобы совершать такое действие, художнику жизненно необходимо толерантное пространство, в котором суждение возникает по конкретному и точно сформулированному запросу художника (что также накладывает определенную ответственность за свой процесс и на самого художника), где отсутствует иерархия, являющаяся признаком нормализации, и где все является ресурсом – любой человек, событие, рациональное знание.

Именно такое пространство мы и попытались создать в рамках резиденции Руза 2017.

Эта резиденция называлась резиденцией для художников современного танца, так как я верю, что именно в пространстве современного танца всегда был и по-прежнему возможен эксперимент, вбирающий в себя весь спектр интуитивного и рационального. Это пространство становится тем более актуальным, чем более медиированным становится пространство нашей повседневности. Тело во всем его многообразии и бесконечности становится сегодня наипервейшим инструментом синтеза рационального и иррационального. Более того, тело сегодня предлагает другую, по сравнению с доминирующей, концепцию познания и коммуникации, не новую, но долгое время репрессированную, и от того позабытую. Разработка этого метода познания и коммуникации может стать интересной задачей современного танца в рамках искусства в целом».

 

Все подробности резиденции, а также много интересного материала на сайте резиденции — Руза 2017

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика