7 февраля 2016 - 0 Comments - Интервью, Места, События -

ПРОСТРАНСТВО ПЕРФОРМАТИВНЫХ ПРАКТИК. Интервью с Диной Хусейн.

ппп открытие

ппп заглавная

В московском ЦТИ Перспектива открывается новое место для современного танца и перформанса — Пространство Перформативных Практик. С инициатором и главным идейным вдохновителем проекта Диной Хусейн мы поговорили о том, что из себя представляет пространство и как будет строиться его деятельность.

Катя Ганюшина (КГ): Пространство Перформативных Практик открывается 12 февраля и будет функционировать в этом году до конца июня. Эта площадка нацелена, скорее, на процесс, или на создание конкретного продукта?

Дина Хусейн (ДХ): Сейчас не хватает площадок, где художники могут просто работать месяц или два над тем, что их интересует, посвятить время исследованию и разработке своих идей. Поэтому Пространство Перформативных Практик в своей деятельности будет делать акцент на процесс. Это пространство для действия и практики, как основы художественного процесса. В этом пространстве изначально нет сцены и стульев, нет театрального освещения, нет конкретного места, где сидят зрители и, где выступают перформеры. Возможно разместить действие по-разному относительно своей идеи. Поэтому и другое отношение выстраивается между художниками и зрителями. Это больше похоже на галерейное или пространство открытой студии. Еще над нами нет никакого административного главенства и художники сами могут решить, чем им заниматься, что делать, относительно того, что для них важно сегодня. Мне кажется, что живая, активная жизнь будет именно из-за того, что художники являются создателями событий и со-кураторами.

КГ: Какая программа уже запланирована?

ДХ: Один из самых больших наших проектов это «Коллективное исследование». Образовательно-исследовательский проект, в котором принимают участие сразу восемь художников из разных областей искусства – Дмитрий Курляндский, Владимир Горлинский, Соня Левин, Анна Гарафеева, Вера Мартынова, Алексей Коханов, Олег Сулименко и я. Тема этого года – органы чувств. Каждый из художников предлагает двухнедельную лабораторию, открытую для всех желающих и направленную на изучение, исследование и работу с данной тематикой из своего поля деятельности. Любой человек может участвовать и выбрать то количество лабораторий, которое он захочет посетить. Подробнее о проекте и всех его лабораториях можно прочитать на сайте ДК Перспектива. В рамках этого проекта, будет так же проведен курс лекций специалистов из смежных областей знаний – нейрофизиологии, анатомии, философии, антропологии, сомнологии. В конце мая мы планируем сделать один общий протяженный во времени перформанс, где и сами художники-ведущие и каждый, посетивший лаборатории, человек сможет принять участие. Это будет коллективное исследование и в тоже время коллективная артистическая работа. Это один из проектов, который хотелось бы повторять из года в год с разными темами и разным составом художников.

КГ: А как будет строиться работа по отбору резидентов? Это открытый процесс, есть возможность подать заявку на участие, или ты будешь привлекать людей, которых знаешь лично?

ДХ: В этом году мы только начинаем, поэтому я пригласила людей, которых сама знаю достаточно хорошо. Ребята, которые закончили программу СОТА, художники и композиторы, с которыми я работала. Мы фокусируемся не только на танце, а на исполнительских практиках вообще. В будущем хотелось бы, чтобы это была платформа, где каждый человек, который чувствует, что его деятельность как-то связана с перформативными практиками, мог бы поучаствовать, предложить свой проект и, возможно, создать какой-то новый формат. Я бы хотела, чтобы художники сами предлагали темы и форматы, которые им интересны. Кому-то интересно дискуссию организовать, кому-то – закрытую лабораторию только для своих, где будут заниматься очень специфичными вещами, кому то – открытый диалог, переходящий в перформанс. Хотелось бы, что бы это было местом, где художники не будут ущемлять свою фантазию и свои желания, где возможно полноценное артистическое высказывание, и я в этом смысле открыта к предложениям.

КГ: Современный танец и перформанс – это большое пространство, в котором много различных людей, занимающихся достаточно разными практиками. Если попробовать уточнить то, что тебе было бы интересно видеть на этой площадке, какой критерий ты могла бы выделить?

ДХ: У нас мало площадок, где могут происходить лабораторные процессы. Лаборатории — наш приоритет. Хочется также, чтобы это была площадка, где художники берут риски и делают какие-то вещи, которые просто «неформатны» для других пространств. Вплоть до того, что кто-то из нашего сообщества может почувствовать, что у нас нет места, где все люди, которые занимаются современным танцем и перформансом, могут раз в неделю собираться и просто разговаривать, обмениваться идеями и мыслями. Это ведь очень важно – общаться. Это такая практика, которая сразу много разных важных процессов запускает. Если кому-то из художников этого не хватает, например, то мы можем это организовать.

КГ: А с точки зрения условий? Если у человека есть конкретное предложение, что, помимо непосредственно помещения, вы готовы предложить? Какую поддержку? Информационную, может быть, например?

ДХ: Мы независимая площадка и у нас нет спонсора, нет государственной поддержки, соответственно, нет средств для вложения в рекламу, поэтому, я думаю, на первых порах все будет работать по принципу «сарафанного радио». Кстати, мы запустили проект на Планете, где собираем деньги на завершение ремонта, так как у ЦТИ Перспектива не хватает средств для этого. На данный момент у нас уже достаточно сильный и разнообразный состав резидентов. Каждый художник будет привлекать свою аудиторию, которая, я надеюсь, будет становиться нашей постоянной публикой. К тому же мы официально находимся в помещении ДК Перспектива, и страница Пространства Перформативных Практик тоже есть на их сайте. У нас планируются платные, открытые для всех, проекты (лаборатории, классы, лекции и т.д.), и свои закрытые мероприятия (репетиции, резиденции, обсуждения и дискуссии для художников). Поэтому с каждым проектом об условиях мы будем договариваться отдельно и смотреть, есть ли у него коммерческая основа или нет. Если это полностью закрытый процесс для художников, то, естественно, мы просто позволяем этому существовать – это нужно и важно. Если коммерческий проект, то мы договариваемся, и какой-то процент идет площадке, потому что мы платим арендную плату, хоть и небольшую, а какой-то — художнику.

КГ: С учетом того, что вы существуете в рамках ДК, который ставит перед собой задачей стать комьюнити центром для конкретного района города, как соотносится экспериментальный характер искусства, о котором мы сейчас говорим, с той аудиторией и проектами, которые происходят на площадке этого ДК?

ДХ: У нас связи, как таковой, с тем, что происходит в ЦТИ, нет. Пространство Перформативных Практик функционирует по своим законам. Но помимо нас, конечно же, в ЦТИ Перспектива осуществляется много других проектов, которые исходят именно от людей, желающих реализовывать какие-то творческие инициативы, действительно интересные и важные. Многое уже объяснено в название – Центр Творческих Инициатив «Перспектива», они не называют себя ДК.

КГ: А как тебе удалось убедить ЦТИ Перспектива, что ваш проект вписывается в их деятельность?

ДХ: Девяносто процентов успеха этого можно сложить к ногам руководителя ЦТИ Перспектива Ирины Саминской. Это действительно редкость, когда такую организацию возглавляет молодой и инициативный человек, который очень хорошо понимает культурную среду своего города, поддерживает творческие инициативы и очень хорошо выстраивает логистику помещения, коммуникацию и т.д. Это действительно человек нашего поколения, вот в чем еще дело.

КГ: А как началось ваше сотрудничество?

ДХ: В прошлом году в ЦТИ Перспектива мы проводили занятия программы СОТА. Это место нашла «Золотая маска» и Институт Театра. А потом выяснилось, что им руководит Ирина, с которой мы хорошо друг друга знаем и были знакомы еще до того, как я уехала во Францию. Я в первый раз работала в государственной организации, в которой вообще не ощущалось бюрократии и совдепа. Она собрала классную команду профессиональных и адекватных людей, которые очень точно и в тоже время креативно подходят к своим обязанностям. Феноменальное место для Москвы. И это однозначно заслуга Иры Саминской.

КГ: А почему лично тебе интересно сделать этот проект?

ДХ: Когда я чувствую, что в пространстве чего-то не хватает, мне хочется это создать. Пространство Перформативных Практик – это то, чего сейчас не хватает. Причем везде! Не только в России. Мне интересно создавать что-то, чего еще нет, но в тоже время я чувствую, что к этому есть интерес не только у меня, и это необходимо не только мне. Сделать это пространство, в данный момент, мне интереснее, чем сделать просто клевый спектакль. Это также и создание какого-то комъюнити, которое сначала начинается с твоих друзей, с тех, с кем ты работаешь или работал, и которое потом разрастается, выходит за эти пределы. Мне очень нравится идея пространства, где артистическое пересекается с образовательным, образовательное – с коммуникативным, коммуникативное – с общечеловеческим, каждодневным. Это, конечно, тоже некая утопия – создать свое пространство, свой мир, который может функционировать по-другому. Но хочется сегодня налаживать не маркетинговые процессы, не совершать действия связанные с рынком искусства, а именно запускать какие-то важные процессы для развития, общения и совместного действия. Мне кажется, сегодня очень не хватает таких радикальных мест. И радикальных не с точки зрения привоза «провокационных» спектаклей, а радикальных в своей простоте. Мест, в которых один человек может встретится с другим. Где они могут пообщаться, увидеть друг друга, познакомиться. Коммуницировать на каком-то абсолютно базовом уровне одного живого существа с другим. Конечно, артистические практики здесь выступают в роли проводника, потому что то, чем я занимаюсь, очень изменило мою жизнь, и где то внутри я верю, что это может произойти и с другими людьми тоже. Просто нужно создать то место, где это будет возможно.

Дина Хусейн — хореограф, перформер, куратор Мастерской. Закончила Хореографический Лицей в Москве, Роттердамскую Академию Танца, получила грант на обучение во Франции, программе для молодых хореографов EX.E.R.CE под руководством Матильд Моннье и платформе для хореографов DanceWEB в Вене. Стипендиат программы «Jardin d’Europe», номинант премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая женская роль».Ее работы были участниками европейских, американских и русских фестивалей танца. Сейчас живет и работает в Париже и Москве, где создает свои театральные проекты и сотрудничает с российскими и европейскими художниками и режиссерами.

 

Спасибо Анна Андреева за помощь в расшифровке аудиозаписи интервью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика