19 ноября 2015 - 0 Comments - События -

KEDJA 2015. Взгляд из России.

Kedja 2015_Photo by Zbigniew Ziggi Wantuch

Kedja 2015_Photo by Zbigniew Ziggi Wantuch

В начале ноября в норвежском Хаммерфесте прошла конференция продюсеров, менеджеров, хореографов и танцоров Kedja 2015. Приятно было увидеть, что комьюнити современного танца за пределами России задается схожими вопросами. О самых интересных идеях и тенденциях по версии ROOM FOR – в нашем кратком очерке.

Темой Kedja 2015 cтала «Эстетика и Власть».

Примечательно, что при большом количестве потенциально острых углов этой темы, по-настоящему бурная дискуссия развернулась на сессиях, посвященных финансированию. По-видимому, это свидетельствует о том, что в европейском, или точнее, в скандинавском контексте, напряжение между эстетическими вопросами и властными структурами существует по большей части в секторе денег. В то время, как для российского контекста, при достаточно сложной ситуации с финансированием современного танца, первичное напряжение возникает уже в поле «допустимого» в искусстве.

Основными болевыми точками финансирования, впрочем как и в России, в скандинавских странах является высокая зависимость от государственных денег (например, в Дании – 92%) и низкая степень вовлеченности частных спонсоров. В России к этому добавляется непрозрачная система получения самих государственных грантов. Конкретных путей решения этого вопроса пока нет, но в ходе нескольких обсуждений, стало очевидным, что все большие шансы на успех имеет формат самоорганизации танц художников.

Примером подобного формата является норвежская организация RadArt, презентовавшая свой опыт на конференции. По сути, это сеть профессионалов, работающих в поле перформативных искусств, насчитывающая более 100 участников. У RadArt есть площадка, предоставленная им муниципальными властями, которую могут использовать в своих целях члены сообщества. Помимо этого организация проводит различные образовательные мероприятия для членов сообщества и находится на самоуправлении. RadArt участвует в различных государственных программах, но при этом смогла привлечь и частное финансирование.

Переход к доминированию предоставления ресурсов в совместное пользование определенного сообщества (как и в случае с муниципальной площадкой для RadArt), по предположению программного директора из Дании Тревора Дэвиса – вектор, к которому будет тяготеть финансирование искусства в условиях экономического спада и сокращения государственного грантов. Это, возможно, также может стать актуальным решением с точки зрения работы с частными спонсорами, возможно, более склонных в текущих экономических условий предоставить низкодоходные или неиспользуемые активы, чем непосредственно денежные средства.

По мнению того же Тревора Дэвиса, современный танец так долго боровшийся за свою независимость как форы искусства, в определенный момент оказался в изоляции. Видимо, поэтому необходимость встраивания в существующие культурные институции, в первую очередь, музейные, уже не ставится под сомнение. И разговор на тему «Кураторство на пересечении искусства, аудитории и рынка» в рамках конференции был посвящен уже вопросам того, за счет каких механизмов танец может быть встроен в пространства музеев. Несмотря на это, вопрос, насколько музейные методы работы с искусством вообще соотносятся с сутью live performing arts, по-прежнему остается открытым. Не превращают ли они живое искусство в привычный экспонат, или же в интерактив для привлечения посетителей? Не подгоняют ли они в таком виде современный танец под рамки своей эстетики?

Еще одним интересным взглядом на независимость, или точнее, свободу, высказывания в современном танце стал разговор независимых продюсеров Ленэ Бенг из Дании и Магнус Нордберг из Швеции на сессии «От идеи до встречи со зрителем — воплощение видения художника». Ими была высказана позиция, о том, что продюсер должен оказывать полную поддержку и доверие артисту и его идеям. Продюсер не может сказать «это хорошо, это плохо». Но, поняв, какой продукт получается на выходе, продюсер может и должен предложить его площадке с соответствующей аудиторией. В такой ситуации возникает вопрос, как распределяется ответственность, и не исключает ли продюсер себя таким образом из процесса? В российских реалиях этот формат возвращает еще и к вопросу о том, что большая часть площадок, которых не так много, вместе не составляют полный спектр возможного понимания современного танца, и потому найти для каждого продукта свою площадку, не всегда представляется возможным.

За три дня в рамках Kedja2015 было проведено свыше пятнадцати встреч, обсуждений, презентаций и дискуссий, поднявших много актуальных вопросов за рамками данного очерка. Интересно отметить при этом, что, несмотря на большую делегацию российского современного танца и готовность Dancearena Nord (организатора Kedja 2015) к взаимодействию, российский спикер был только один и масштабного вовлечения в обсуждение не произошло.

Тема следующей конференции Kedja, которая пройдет 13-16 октября 2016, будет «Digesting contemporary dance». Сможем ли мы вовлечься в этот диалог в большей степени?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика