19 мая 2017 - 1 Comments - Тексты -

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА. Часть 1

Photo by Evgeny Alekseenko

Photo by Evgeny Alekseenko

Катя Ганюшина о свободном танце, танце модерн и экспрессивном танце по следам первой лекции из цикла «История современного танца», прочитанной 17 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.

«Материал состоит из двух частей: карта и атлас. В первой — в тезисной форме описаны основные понятия и указаны основные имена. Во второй — мои рекомендации по книгам и видео на тему лекции.»

карта

Историю современного танца принято начинать с рубежа 19-20 века и таких направлений танца, как свободное движение, танец модерн и экспрессивный танец.

Это действительно три относительно разных феномена. Однозначно лишь можно сказать, что хронологически свободное движение было предшественником двух других.

Главными характеристиками свободного движения были такие понятия, как «природа», «естественность» и достаточно простая манера движения, чаще всего, от центра тела.

Самым известным представителем этого танца является Айседора Дункан, но к этому же направлению в истории танца или к этому историческому отрезку можно также отнести Рут Сен-Дени, Мод Аллан, Лои Фуллер.

Экспрессивный танец и танец модерн можно назвать братьями, но не близнецами. Центральной фигурой экспрессивного танца является Рудольф Лабан (больше известный, как теоретик, создавший систему анализа и записи движения), его ученики Мэри Вигман, Сюзанн Пероте, Курт Йосс, Сигурд Лидер а также не связанные напрямую с Лабаном, Грэт Паллука, Розалиа Хладек, Дор Хойер. Экспрессивный танец зародился и развивался, в первую очередь, в Германии, в то время как танец модерн является, скорее, американским феноменом.

И хотя без взаимного влияния здесь не обошлось, можно сказать, что танец модерн поставил во главу угла технику, что, в итоге сблизило его с балетом, в то время, как экспрессивный танец в большей мере использовал импровизацию и занимался. Самыми известными представителями танца модерн являются Марта Грэм, Дорис Хамфри, Ханя Хольм (ученица Мэри Вигман), Чарльз Видман.

С точки зрения эстетики, программы и техники движения, можно сказать, что для экспрессивного танца в противовес танцу свободному важна была такая категория как «безобразное», уродливое, его проживание и апроприация.

Для свободного танца фокусом была красота естественного тела, поэтому так часто оно обнажалось, и манера движения в танце носила естественный, простой характер.

О какой свободе пытался говорить свободный танец?

В первую очередь, о свободе от гнета цивилизации и, в частности, гнёта слов. При этом, если литературе и визуальным искусствам для этого понадобилось отринуть всё, что могло быть связано с понятием традиционного, то танец, наоборот, обратился к этому, а именно, к античности и Возрождению.

Botticelli-primavera

Помимо проекта естественного (освобожденного) тела, центрального для свободного танца, обращение к жестовой составляющей прежних времен было связано с попыткой вернуть мир, в котором разделенность (есть я, а есть мир) ещё не было осознанно, а эго не являлось «хозяином» человека.

Для свободного танца были характерны такие черты:

— радикальный разрыв с балетной традицией;

— отвержение старых (типа театр, опера и т.д.) и поиск новых площадок для выступлений;

— отрицание эстетических предпосылок и кодов репрезентации, диктуемых доминирующей формой концертного исполнения – балетом;

— саморефлексия формы искусства как в самих работах, так и в программных текстах и статьях (известно, что Дункан, например, часто совмещала свои выступления с лекциями о роли танца и его будущем);

— «активация» зрителя, не только путём скандалов, провоцируемых своим видом, но и новыми паттернами движения (примитивизмом движения), а также посредством серьезного участия в общественной жизни на тему культуры тела, в первую очередь, женского.

Возврат к временности, мимолетности, эфемерности, зыбкости, как проект модернизма лучше всего мог быть реализован в танце благодаря его природе. Это во многом объясняет ту поддержку, которую свободный танец получил со стороны представителей визуального искусства и литературы. Танец, как реальность, нетронутая текстовой культурой.

Помимо кризиса языка, танец виделся также ответом на высокую иерархичность, структурированность, формализацию общественной жизни человека. Танец, как динамически устроенное явление, каждый раз отвечал (и отвечает) на вопрос о созидательном соединении хаоса и порядка, потери и обретения контроля, забывания и обретения воспоминания.

Важно также отметить, что не все представители танца начала века пытались противостоять надвигающейся механистичности, увеличивающейся формализации, и как результат растущей отчужденности от физической реальности.

Например, Оскар Шлеммер, предельно механизировавший и рационализировавший движения, костюмы и пространство в своём произведении «Триадический балет» (1918-1922), таким образом попытался увидеть, что не может быть апроприировано захватывающей мир алгоритмизацией.

А представительница футуризма Валентина де Сэн-Пуан работала с идей танца как мысли, в полный разрез с эстетикой выражения в танце того времени. Составными частями её работ были запах, проекция, стихотворный текст и движение. Все они существовали в её работах автономно и независимо, а для снятия какого-либо намека на выразительность, эмоциональность, она закрывала лицо вуалью.

Всеволод Мейерхольд и Николай Фореггер не просто не сопротивлялись грядущей машинизации жизни, а строили свои работы и исследования вокруг интереса организации материала, рабочих движений – «танцев машин».

Назвать все имена свободного танца, танца модерн и экспрессивного танца, на мой взгляд, не представляется возможным, и не является моей задачей в данной статье.

Но мне бы хотелось упомянуть только одного, как мне кажется, мало известного персонажа, который, очевидно, сильно повлиял на весь танец первой половины 20-го века, и которого я для себя открыла совсем недавно. Это – директор New York School of Expression Женевьева Стэббинс (1857-1934). Она считалась одним из главных специалистов по системе Дельзарта в Америке, но занимаясь помимо этого йогой и восточной философией, создала свою систему движения, примечательными особенностями которой стали дыхание и создание движения из центра тела, а также скручивания в теле и спиралевидные движения в пространстве. В своих работах-исследованиях она совершала ассимметричные свинги руками и ногами, использовала параллельную позицию невытянутых (флэксовых) стоп, работала с переносом веса и полом.

Таковы основные и принципиальные, на мой взгляд, моменты истории современного танца начала 20-го века, которые в том числе были затронуты на лекции 17 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.

атлас

Чтобы описанная выше карта приобрела объём и звучание дальше я предлагаю рекомендации относительно того, что читать и смотреть.

В первую очередь, для понимания и осмысления (!) того, что происходило в танце в этот период, я советую изучать и следить за деятельностью таких двух исследователей, как Габриэль Брандштэттер и Ирина Сироткина.

Начать стоит с прочтения следующих двух книг:

Poetics of Dance: Body, Image and Space in the Historical Avant-Garde, by Gabriele Brandstetter

Помимо интересной исторической информации по теме, эта книга является теоретическо-практическим исследованием языка танца, построенной на концепции известного, но не очень широко изученного историка искусства Аби Варбурга о pathos formulae. А перевод отдельных отрывков из статьи Габриэль Брандштэттер «Хореография как кенотаф» можно прочитать здесь.

«Свободное движение и пластический танец в России» Ирины Сироткиной

Помимо интересного языка и изложения книга содержит много информации и архивных документов о развитии свободного танца в России и связанных с этим исследованиях, например, Василия Кандинского.

Следующей частью чтения я рекомендую тексты непосредственно деятелей современного танца того периода. Ниже привожу ссылки на оригиналы (все их можно скачать в удобном для вас формате):

Loie Fuller, Fifteen years of a dancer’s life (1913)

Maud Allan, My life and dancing (1908)

Isadora Duncan, The Dance of the Future (1903) – после немецкого в книге идёт текст на английском

— русская версия текста от No fixed points

Isadora Duncan, Ma vie (1928) – книга на французском

Genvieve Stebbins, Dynamic Breathing and Harmonic Gymnastics: a complete system of psychical, aesthetic and physical culture (1892)

Буквально на днях, в серии GARAGE DANCE на русском языке вышла автобиография Марты Грэм «Память крови». Статью о Марте Грэм (а также о других представителях танца того времени) от составителя серии GARAGE DANCE Виты Хлоповой можно прочитать здесь.

А для тех, кому интересно разобраться в языке танцев Айседоры Дункан и всех тех, танцовщиков, которые вдохновлялись античными танцами, я рекомендую книгу Мориса Эммануэля, исследователя античного танца:

Maurice Emmanuel, The Antique Greek Dance after sculptured and painted figures (1916)

Ну, и, пожалуй, ещё одна интересная и легко читаемая книга, которая также охватывает и другие периоды истории современного танца, но, в основном, танца американского, и содержит при этом много фактической информации – это книга известного танцевального критика легендарного Нью-Йоркского The Village Voice, Деборы Джовитт:

Deborah Jowitt, Time and Dancing Image

Чтобы получить визуальное впечатление о танце того периода, смотрите плейлист на эту тему на канале ROOM FOR в YouTube:

Contemporary Dance History. Part 1 — dance pieces

и там же дополнительные видео-материалы по теме:

Contemporary Dance History. Part 1 — documentary

 

История современного танца. Часть 1.

История современного танца. Часть 2.

История современного танца. Часть 3.

История современного танца. Часть 4. — будет скоро добавлена

 

Катя Ганюшина окончила МГУ им. М.В. Ломоносова. Изучала современное искусство в Лондоне в рамках совместной программы аукционного дома Christie’s и Университета Глазго. Получила магистерскую степень по истории и кураторству современного искусства. Читает лекции в ГЦСИ, Музее современного искусства Гараж, Манеже, Мультимедиа Арт Музее и др. Основатель и главный редактор roomfor.ru, переводчик (перевод мемуаров Марины Абрамович). В качестве куратора создает и организует резиденции и показы работ художников современного танца (резиденция СТД РФ для хореографов современного танца “Руза 2017” — http://ruza2017.tilda.ws; блок “Современный танец” выставки современного искусства “Здесь и сейчас” 2018). В рамках образовательной программы к выставке Тино Сегала (1 августа-14 сентября 2017) создала и исполнила в Третьяковской галерее на Крымском Валу 5-часовой перформанс «Смотритель», посвященный российскому современному танцу.

 

Раз уж вы здесь…

… у меня есть небольшая просьба. ROOM FOR существует уже пятый год и во многом только потому что я (Катя Ганюшина) просто делаю то, во что верю. Но иногда очень хочется знать, что это важно еще кому-то. Чтобы выразить эту важность, не всегда есть время и нужные слова, поэтому просто поддержите ROOM FOR. Даже 100 рублей, переведенные в поддержку проекта, будут для меня сигналом, что есть еще кто-то, для кого существует ROOM FOR. Спасибо!

One Response to ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА. Часть 1

  1. facebook.com Anna Gerzhan

    Спасибо огромное за материалы! Не смогу, к своему огромному сожалению, попасть ни на одну из лекций вживую. И потому надеюсь, что по остальным лекциям тоже будет текстовый материал! Спасибо за вашу работу!

    23 мая 2017 - Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика