1 июня 2015 - 0 Comments - Интервью -

О СИМВОЛАХ, СМЫСЛАХ И МАЙСКИХ ЖУКАХ.

zhuki-c-shasha-konnikova

zhuki-c-shasha-konnikova

Рецензия Веры Приклонской на спектакли «В конце мая» и «Жуки», показанные 23 мая в «Актовом зале».

Даша и Тарас танцуют «В конце мая». Сценическое пространство простое: практически дежурный свет, никаких декораций, только мелом на стене написаны числовые переменные, некоторые из которых выдуманные — t, p, x. t – время, p – пауза, x – неизвестная переменная, фактор Х. Два столбца из трех уже заполнены.

Выйдя на сцену, Даша и Тарас приветствуют зрителя на русском и немецком, и это послание считывается мной буквально – «мы говорим на разных языках».

Содержимое работы – импровизация с лексикой, смесь случайных и заданных факторов и время как точка сборки. Оно определено зрителем: длительность работы зависит от того, какое число он назовет. От этого же зависит длительность паузы и время пребывания приглашенного зрителя на сцене. Границы созданы и определены. Однако то, что происходит внутри, — случайность. Тарас и Даша работают с импровизацией на основе одного небольшого танцевального отрывка. Сам отрывок целиком зритель увидит только в самом конце, перед тем как погаснет свет.

Казалось бы, простая структура не проста при попытке ее описать и воспроизвести. И именно за этим мне интересно наблюдать в работе: как сосуществуют и сочетаются заданные и случайные переменные времени, звука, формы и движения в пространстве.

Я не знаю, чувствует ли зритель, что он влияет на ход событий. Ведь это от него зависит, например, сколько будет длиться перформанс.

Наблюдая за движением, я замечаю, что мое внимание все время смещается, двигаясь от деталей к формам, цветам, пространству. Иногда оно ускользает, но неизменно возвращается, чтобы смотреть на непрерывную изменчивость, на танец, который исчезает ежесекундно, на танец, в котором настолько отсутствует напряжение, насилие, старание, что я практически могу видеть и чувствовать пустоту пространства. Мне нравится этот зазор – между формой и пустотой, – я могу бесконечно вглядываться в него и никогда не устать.

Когда я смотрю эту работу и думаю о ее структуре и названии, которое меняется в зависимости от времени года, то снова ощущаю мимолетность, эфемерность танца и течения времени. И событий, которые происходят только здесь и сейчас.

Несмотря на похожий основополагающий подход к созданию работы – импровизация внутри заданной структуры, – в «Жуках» ничто не выглядит случайным. Здесь структура самым тесным образом связана со смысловым полем.

Бесконечное повторение одной и той же последовательности действий работает безукоризненно и бьет прямо в цель. «Жуки» так доходчиво и виртуозно иллюстрируют принцип насилия, что переживание его неизбежности, повторяемости и многоликости становится почти осязаемым и вибрирует в воздухе. Небольшие изменения в последовательности происходящего, кажется, призваны усиливать этот эффект. В процессе просмотра много раз ловлю себя на мысли, что это не может быть импровизация. Каждый следующий выбор кажется абсолютно точным и выверенным.

Пространство символов заявлено в самом начале, когда Алик и Саша представляют структуру работы – дыхательная практика, импровизационный принцип создания хореографии, диалог из фильма «Я стреляла в Энди Уорхола» и понятие Ахимса (в переводе с санскрита – ненасилие, непричинение вреда ничему живому ни в мыслях, ни словом, ни делом).

Подробно представляя все, что будет происходить, они оставляют зрителю возможность наблюдать очищенный процесс, очищенное действие, которое движется по кругу, раз за разом, как Колесо Сансары, побуждая видеть суть и проявляя поле смысла.

По моему ощущению, во многих своих работах По.В.С.танцы имеют дело с символическим полем, воображением и образами. Для меня в «Жуках» этого символического поля и больше, и меньше одновременно. Оно как будто смещается на новый уровень. Здесь, в этой работе, нет ничего лишнего, и нет ничего личного — это метаструктура и метаопыт, универсальное пространство понятий, проявленное художественными средствами.
 

Раз уж вы здесь…

… у меня есть небольшая просьба. ROOM FOR существует уже пятый год и во многом только потому что я (Катя Ганюшина) просто делаю то, во что верю. Но иногда очень хочется знать, что это важно еще кому-то. Чтобы выразить эту важность, не всегда есть время и нужные слова, поэтому просто поддержите ROOM FOR. Даже 100 рублей, переведенные в поддержку проекта, будут для меня сигналом, что есть еще кто-то, для кого существует ROOM FOR. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика