25 июня 2014 - 0 Comments - История, Теория -

МЕДИА-ПЕРФОРМАНС. Происхождение, развитие, влияние.

Center for Contemporary and Digital Performance Research Seminar Series Brunel Universiity Coproduction with danceTech TV ALL 2010 series

На прошлой неделе на «Платформе» (Москва) завершился Третий международный фестиваль медиа-перформансов. Этому событию мы хотим посвятить несколько наших публикаций, и начнем с попытки разобраться, что же такое медиа-перформанс.

По мнению Стива Диксона (Steve Dixon), понятие «медиа-перформанс» (digital performance) включает в себя все перформативные работы, в которых компьютерные технологи играют ключевую, а не второстепенную роль в формировании контента, техники, эстетики или формы. Таким образом, в понятие «медиа-перформанс» входят театральные, танцевальные и перформативные постановки, которые используют обработанные на компьютере или манипулируемые посредством компьютера проекции, роботов или виртуальной реальности; задействуют сенсорные / активирующие компьютерные устройства или телематические средства; а также перформативные работы, доступ к которым предоставляется через компьютер, включая события кибертеатра, интерактивные сервисы, виртуальные вселенные, компьютерные игры.

Тем не менее, генеалогию медиа-перформансов можно проследить от античного Deus ex machina до вагнеровской Gesamtkunstwerk и экспериментов Лои Фуллер в конце 19-го века и Оскара Шлеммера в 1920-х годах. Существует тесная связь медиа-перформансов с наследием авангарда начало 20 века: теориями и практиками футуристов, конструктивистов, дадаистов, сюрреалистов и экспрессионистов. При этом, по мнению Стива Диксона, именно перформативные теории и практики итальянских футуристов 1909-1920 годов заложили фундаментальные основы тех философских и эстетических стратегий, которые мы обнаруживаем сейчас в медиа-перформансах: алогичность, параллельное действие, фотодинамизм, существенное использование освещения, виртуальные актеры, «синтетический театр», а также культ машин.

С развитием кино и, позже, телевидения и видео, перформативное искусство помимо непосредственного использования фильмов, стало более синематичным с точки зрения концепции, в особенности во второй половине 20 века. В результате использования новых медиа стали меняться и фундаментальные категории театра, танца и перформанса – тело, пространство и время. Существующий дискурс в отношении концепции «виртуального тела» показывает, что свойственная в последнее время социальной и перформативной теории общая идея «фетишизации тела» усиливается в отношении виртуального. Многие работы в области медиа-перформансов показывают частично разобщенные, частично органические взаимоотношения между телесными и виртуальными «я» перформера. А виртуальный двойник разделяется на рефлексии, альтер-эго, дух, и манипулируемый манекен.

Гигантские экраны с видео-проекциями трансформируют и расширяют пространство. Виртуальная реальность, текучая архитектура (Liquid Architecture) поднимают на новый уровень взаимоотношения физического и виртуального пространства. Интернет, позволяющий соединить перформеров в разных концах Земли, веб-камеры, CCTV (система камер наружного наблюдения) изменяют само понятие «пространства». А соединение в работе прямых трансляций и видео-записей по-новому осмысляет существование во и вне времени.

Среди прочих, компьютерные технологии в особенности были задейстованы в танце: от таких программ как Life Forms и Character Studio до систем распознавания движения, как Isadora и EyeCon, активизирующих в реальном времени звуковые и мультимедийные эффекты. Посредством использования компьютерных систем, например, хореографами Мерсом Каниннгемом и Билл Т. Джонсом в работе с медиа-художниками Пол Кайзер (Paul Kaiser) и Шелли Эшкар (Shelley Eshkar) форма и эстетика тела в танце подверглась трансформации.

BIPED, Мерс Каниннгем, 1999, создана с использованием программы моделирования движений

По материалам книги Digital Performance: A History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. Steve Dixon, with contributions by Barry Smith, The MIT Press, 2007.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика