31 марта 2014 - 0 Comments - История -

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ. ИСТОКИ. Часть 3. Многообразие форм современного танца в России в начале ХХ века.

moscow_1917_vrez_1_600

По словам современников, в 1911 году в России можно было найти все многообразие форм и направлений современного танца. Еще в 1907 году лекции Дельсарта были переведена на русский Надеждой Гнесиной.

Что наиболее удивительно, ситуация не изменилась даже в холодные и голодные годы войны и революций. Март, 1921, Виктор Шкловский: «Никто не знает, что делать с кружками, они плодятся как инфузории — ни отсутствие топлива, ни продовольствия, ни Антанта — ничто не может задержать их развитие». Студии соперничали друг с другом, разрабатывали собственные методы тренировки и особенности хореографии.

Классы пластики Эллы Рабенек, которые та открыла в 1910 году в Малом Харитоньевском переулке, выпустили многих артистов пластического движения, соответствующих идеологии Дункан о природных формах и движении.

Курсы ритмики Нины Александровой, работая по методике Далькроза, вместо слепого копирования, предлагали новые пути выразительности во взаимодействии с музыкой. В 1919 году Александрова создала и возглавила Институт ритмического воспитания и принимала участие в ритмических экспериментах.

Тренаж Людмилы Алексеевой был нацелен на улучшение жизни каждого человека, на занятиях пробовалось все, от стиля Дункан до акробатики. По выражению одной из учениц: «Нас учили рисовать телом».

01

Но, пожалуй, самым экспериментальным был «Свободный балет» Льва Лукина. Его целью было уникальное для каждого движение, идущее от самого человека, даже если оно не вписывалось в общепринятые рамки красоты. Хореографию Лукина один из критиков назвал «мотобиоскульптурой», из человеческих тел он сплетал целые узоры, а выступления назывались «вечерами освобожденного тела».

Еще одним исследователем танца в России выступил Николай Позняков. Его танцы исполнялись без музыки, а сам он преподавал предмет «танец под слово», нацеленный на изучением ритма и архитектоники, как музыки, так и стихов.

В Петрограде работала «Школа студии» Клавдии Исаченко, где учили совершать движения с минимальными мускульными усилиями и работали по методике Дельсарта. В «Студии пластического движения» Зинаиды Вербовой помимо движенческих дисциплин, изучали анатомию, биомеханику, историю танца и костюма. «Естественную гимнастику», предвосхитившую гимнастику Далькроза, разработали и преподавали на Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования Института им. Лесгафта.

В 1924 году большинство московских студий были закрыты специальным распоряжением Моссовета, а на смену свободному танцу уже спешили танцы машин.

При подготовке поста использовались материалы книги Ирины Сироткиной «Свободное движение и пластический танец в России». Книга выпущена ограниченным тиражом издательством «Новое литературное обозрение», Москва, в 2012 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика